Шуховские конструкции для нижегородцев

 

На недавнем Архитектурно-строительном форуме, который проходил в рамках мега-форума «Великие реки», прозвучало немало интересных докладов по инновационным проектам. С одним из них выступил президент НП «Объединение волго-вятских строителей» Сергей ЕСИН. Доклад назывался так: «Перспективы реализации идей инженера Владимира Григорьевича Шухова в современных устройствах и сооружениях».

— Сергей Юрьевич, почему вы решили обратиться к творчеству именно инженера Шухова, который жил довольно давно?

— В нашей стране очень остро стоят проблемы модернизации экономики с уходом от сырьевых моделей развития. Нужно воссоздать фактически заново инновационную культуру, которую построить на историческом беспамятстве невозможно.

Было время титанов в России. Перечисление одних имен наших первооткрывателей может занять много времени. Это — Менделеев, Жуковский, Павлов, Мечников, Попов, Зворыкин, Сикорский, Туполев и многие-многие другие. Но среди них заметно выделялся русский инженерный гений Владимира Григорьевича Шухова.

Судите сами. Первый нефтепровод в России создан Шуховым. Первое нефтеналивное судно — тоже Шухов. Первые крекинг-аппараты — опять Шухов. А также нефтяные насосы, вертикальные стальные емкости хранения нефти и нефтепродуктов, задвижки, клапаны, форсунки… А еще — самые совершенные в мире водогрейные и паровые котлы.

Но главным достижение инженера Шухова стали стальные сетчатые оболочки, стальные стержневые гиперболоиды, стальные же висячие перекрытия зданий и павильонов. Со всеми этими полностью реализованными идеями инженер Владимир Григорьевич Шухов буквально блистал на Первой Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, которая проходила в Нижнем Новгороде. Наибольшее внимание зарубежных гостей привлекла тогда ажурная сетчатая стальная гиперболоидная водонапорная башня. В газете «Нижегородский листок» великий русский писатель Горький называл Шухова гением.

— Но это все — наше прошлое. Какое отношение оно может иметь к современным инновациям?

— Если мы сегодня хотим возродить нашу инновационную культуру, то начинать надо с восстановления памяти о титанах того времени, в том числе и с восстановления памяти о гениальном русском инженере Шухове. Конечно, важно не только восстановление памяти, но гораздо важнее обратить пристальное внимание на творческое наследие русского гения. Например, свои работы с гиперболоидами сам Владимир Григорьевич называл «исследованиями». То есть он считал, что данная тематика инженерного искусства далека от завершения и необходимо продолжить работу в этом направлении. Идеи Шухова до сих пор никого не могут оставить равнодушным. Математичность его творений возбуждает любого инженера и заставляет поневоле искать место приложения исследований Шухова.

— Давайте напомним нашим читателям, какие объекты были построены в нашей стране по проектам Шухова.

— В конце XIX и в первой трети ХХ века на территории Российской империи и СССР по проектам Шухова было построено более 250 конструкций несущих сетчатых оболочек. Это, например, дебаркадеры Киевского и Казанского вокзалов в Москве, светопрозрачные перекрытия ГУМа, Музея изящных искусств, Петровского пассажа, главпочтамта, стеклянный купол гостиницы «Метрополь». Для павильонов Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года он спроектировал сетчатые перекрытия из стальных лент. Только водонапорные шуховские башни были построены в 30 городах России. Сейчас в это трудно поверить, но в 1919-1920 годах, когда в нашей стране шла гражданская война, Шухов построил радиобашню на Шаболовке высотой 152 метра. А через несколько лет Шухов построил три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через Оку — ЛЭП НИГРЭС под Нижним Новгородом, длина каждой составляла 1800 метров. Всего же при участии Шухова в нашей стране было спроектировано около 500 мостов через реки.

— Мосты — эта тема сейчас очень актуальна для Нижнего Новгорода, да и для области…

— Конечно! И мосты, причем легкие и относительно дешевые, не только через реки, но и через овраги, которых в Нижнем Новгороде хватает.

— А пешеходные мосты через дороги? Насколько бы тогда удалось решить проблему пробок в городе, от которых все просто устали…

— Транспортных развязок в Нижнем Новгороде явно не хватает, очень много участков дорог, где светофоры чуть ли не через 50-100 метров. Строительство подземных пешеходных переходов очень дорого, да это и долгий процесс. Возведение надземных пешеходных переходов из легких металлических конструкций было бы самым эффективным решением проблемы. Достаточно сказать, что экономия материалов при этом — в полтора раза. Такой мост намного дешевле, чем подземный переход, да и построить его можно гораздо быстрей. Кстати, в Сочи, где будет проходить Олимпиада, запланировано построить 19 таких надземных переходов.

— А как же Нижний Новгород? Нам-то что-нибудь светит в этом плане?

— Наше партнерство мостовыми переходами занимается давно. Одна из наших фирм подготовила подобный проект для города Глазова в Удмуртии. Государственную экспертизу он прошел, воплощать проект там будет Нижегородская железная дорога. Мы готовы разработать проекты надземных пешеходных переходов и для Нижнего Новгорода. Все дело сейчас — в инвесторах. Будут заказы, инвестиции — появятся и удобные, ажурные надземные переходы. А это значит, что меньше будет пробок, меньше аварий на дорогах.

Наверное, любой из нижегородцев — автомобилисты и пешеходы — легко назовут несколько точек, где можно, и главное нужно, как можно быстрей построить такие надземные переходы. Например, в районе Сельскохозяйственной академии, на улице Циолковского в Сормове.

Идеи инженера Шухова должны работать на нижегородцев, тем более что их есть кому воплощать в жизнь.

 


Поделиться в соц. сетях

You can leave a response, or trackback from your own site.
Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-tvtower.ru активная индексируемая ссылка желательна