Шуховская башня — реконструкция

Рконструкция Шуховская башня в Москве

Заявление профессора Райнера Грефе о необходимости реставрации Шуховской башни.Радиобашня на Шаболовке – всемирно известный и один из самых значимых шедевров архитектуры начала ХХ века. Создатель башни Владимир Григорьевич Шухов был ведущим изобретателем современных строительных конструкций.

Достижения Шухова можно сравнить лишь с достижениями Густава Эйфеля, Роберта Меларта или Евгения Фрейсине.

Но Шуховская башня в беде. Париж заботится об Эйфелевой башне, Турин о Моле-Антонеллиана, Брюссель о своем Атомиуме, Мюнхен об Олимпийском стадионе. Эти и многие другие города понимают свою культурную ответственность и используют памятники архитектуры для поддержания своего имиджа.

К сожалению, Москва этого не делает. Шуховская башня и ее окрестности находятся в ужасающем состоянии. Абсолютно необходим осмотр башни ведущими международными экспертами для выявления повреждений, обусловленных возрастом и эксплуатацией. Уже давно требуется восстановление и реставрация этой невероятной, филигранной сетчатой конструкции, которая должна снова предстать во всем своем неповторимом блеске.

Много лет тому назад внук В. Г. Шухова, Фёдор Владимирович Шухов, с полным основанием предлагал удалить все более поздние изменения башни и восстановить оригинальную конструкцию. Таким образом, Шуховская башня добавила бы привлекательности городу. Туристы и местные жители смогли бы любоваться ею вблизи. Возможно, будет поддержана идея создания рядом с башней музея русского инженерного и строительного искусства.

И еще: все дискуссии на тему новых строений и пристроек на самой башне (лифты, смотровые площадки, рестораны и что бы то ни было) должны, наконец, прекратиться!

Шедевр Шухова не может быть изменён и искажён.

http://www.shukhov.ru/news.html?n=44&id=1#news_44

http://www.shukhov.org/news.html?n=17&id=1#news_17

 

 

Из интервью профессора Райнера Грефе телеканалу ВКТ

Вопрос: Как Вы относитесь к архитектурному наследию Шухова?

Владимир Шухов – гигант мировой инженерной мысли. Его имя можно поставить в один ряд с Густавом Эйфелем, Фрайем Отто, Бакминстером Фуллером. От всех Шухова отличают его многогранность и оригинальность. Эйфелева башня, конечно очень интересна, но эта конструкция пришла из мостостроения, она очень тяжёлая. Если говорить о Шуховской башне на Шаболовке – у нее нет никаких аналогов, и создавалась она сразу как башня. Шухов является показателем для русской и мировой инженерной культуры. Шестнадцать лет назад мы издали книгу «Искусство конструкции» о Шухове на немецком языке, организовав также ряд выставок. Но, тем не менее, Шухов еще недостаточно известен. Поэтому мы ставим перед собой задачу сделать переиздание этой книги на английском языке.

В настоящий момент в Россию прибывает делегация исследователей из Германии, Австрии, Швейцарии, которая совместно со строительными университетами Москвы и Нижнего Новгорода проводит программу по исследованию наследия Шухова.

Задача этой группы дальнейшее исследование конструкций Шухова, потому что многие моменты еще не познаны. Вторая задача – сделать все возможное, чтобы спасти эти объекты. Сейчас акценты сделаны на нижегородские объекты: башня на Оке, и объект в Выксе, но мы понимаем, что сегодня мы должны больше говорить об объектах в Москве. И этот рассказ нужно начать, конечно, с башни на Шаболовке. Эта великолепная изящная конструкция до сих пор практически не исследована. К сожалению нет в наличии традиционных измерений – обмеров — и первое, что нужно сделать – это заняться глубоким исследованием этой башни. Москва должна быть горда этим сооружением и должна делать больше для спасения башни на Шаболовке. К сожалению, оригинальная конструкция башни много раз подвергалась изменениям. Мы много лет тому назад еще с Федором Шуховым, внуком Владимира Григорьевича Шухова, говорили, о том, чтобы исправить эти изменения и сохранить объект как оригинальный памятник архитектуры.

Мы готовы поддержать все инициативы, которые направлены на спасение и защиту всех памятников творчества Шухова.

Я – исследователь, и не могу спонтанно и с плеча какие-то решения принимать, нужно каждый шаг для таких работ спланировать. Но я готов на примере ГУМа, где мы находимся, объяснить происходящий процесс. Я должен подчеркнуть, что этот объект среди всех конструкций Шухова сохранен лучше всего, особенно если говорить о покрытии.

Возвращаясь к башне на Шаболовке — это настолько редкий экземпляр, что может быть сравнен только с такими объектами, как Бруклинский мост в Нью-Йорке, Эйфелева башня в Париже, Олимпийский стадион в Мюнхене. Все эти объекты являются действительно большой ценностью и должны с любовью восстанавливаться и сохраняться. В международной практике интеллектуальные силы со всего мира собираются вместе, чтобы все сделать для того, чтобы защитить это редкое наследие.

Шухов с Мельниковым он построил два всемирно известных гаража — Бахметьевский гараж и гараж для грузовиков на Новорязанской улице. Эти объекты находятся сейчас в очень плохом состоянии, хотя подобную работу ведущих архитекторов нужно лелеять. Мои коллеги, когда приезжают в Россию, смотрят на это и удивляются, как можно так относиться к великому наследию.

Я конечно больше говорю о строительной культуре, но можно поговорить и об экономике объектов, об их применении. В пример я готов привести Барселону, которую наследие Антонио Гауди сделало очень привлекательной для туризма. Нечто похожее можно сделать и в Москве, и конструкции Шухова – не только башня на Шаболовке, но и другие Шуховские объекты могли бы стать точками интернационального туризма.

Вопрос: В чем уникальность конструкций Шухова, в чем он был новатор?

 

В первую очередь Шухов заново и по-другому проводил анализ, и получал совершенно новые конструкции. Та же конструкция, в которой мы находимся – ГУМ — или другие висячие конструкции. Спустя лет 70 они как суперсовременные были представлены Фрайем Отто, Бакминстером Фуллером и поразили весь мир. Это было уже в 1968 году, в то время как Шухов их спроектировал в 1896.

Особенность конструкции башни в том, что Шухов впервые применил для строительной конструкции гиперболоид вращения в качестве формы оболочки. Фокус заключается в том, что при применении прямолинейных элементов, получается оболочка двоякой кривизны.

Еще раз к охране памятников. Я гость здесь, поэтому не имею права возмущаться, но, тем не менее, я приведу еще один пример – это дебаркадер Киевского вокзала в Москве, спроектированного Шуховым, который очень хорошо отремонтирован, но, к сожалению, шуховская оригинальная конструкция была во многом изменена, и это кажется мне трагичным.

 

Вопрос: А почему изменили конструкцию, почему не стали восстанавливать согласно оригиналу?

 

Я думаю, что прежде всего не пригласили компетентных специалистов, которые должны были правильно понять эту конструкцию. Во-вторых, было применено более дешевое решение.

 

Вопрос: Сейчас применяются ли шуховские технологии, или они остались только для истории?

 

Что касается покрытий, конструкторы, не зная Шухова, сделали похожие конструкции. С гиперболоидными конструкциями интереснее, на них прямо модная волна пошла по всему миру. И теперь все строят плохие шуховские башни. Я не знаю ни одного примера, который был бы близок по уровню квалификации. Что, в общем, и показывает, насколько Шухов был хорош.


Поделиться в соц. сетях

You can leave a response, or trackback from your own site.
Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-tvtower.ru активная индексируемая ссылка желательна