Собор Антверпенской Богоматери

Бельгийский собор Антверпенской Богоматери

Собор Антверпенской Богоматери (нидерл. Onze-Lieve-Vrouwekathedraal) — римско-католическая приходская церковь в Антверпене. Принадлежит епархии Антверпена. Собор Антверпенской Богоматери был заложен в 1352 году, и хотя первый этап был закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается «незавершённым».

Спроектирован в готическом стиле архитекторами Жаном и Петером Амелями. Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса, а также картины таких художников, как Отто ван Веен, Якоб де Бакер и Мартин де Вос.

Здание сильно пострадало во время пожаров 1434 и 1533 годов, иконоборчества в Западной Европе (Иконоборческое восстание в Нидерландах 1566 года), а также от обстрелов в годы Великой Французской революции. В настоящее время необходима его реставрация. Соборная колокольня-беффруа в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Статус собора Антверпенской Богоматери

В настоящее время Собор Антверпенской Богоматери — главный кафедральный собор Антверпена, один из крупнейших храмов Римско-католической церкви. Собор издавна является символом города, памятником средневековой и готической культуры Является самым высоким собором в Бельгии, а также имеет самую высокую церковную башню Бенилюкса (123 метра). Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Церковь Пресвятой Богородицы (тоже, что и собор Антверпенской Богоматери) носит статус кафедрального собора с 1559 по 1803 гг. и с 1961 года по настоящее время.

Колокольня башни собора является одной из 56 колоколен во Франции и Бельгии, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО ID 943 — 002. Внутри собора находятся два бесценных творения фламандской живописи XVII века, также входящих во Всемирное наследие: «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста» кисти Рубенса.

 

История собора Антверпенской Богоматери

Первый камень в основание этой готической церкви был заложен в XIV веке, и только два века спустя работы были завершены. Там, где сейчас стоит кафедральный собор, с IX до XII века находилась небольшая часовня Божьей Матери, которая приобрела статус приходской церкви в 1124 году. В течение двенадцатого столетия она была заменена большой романской церковью (длиной 80 метров и шириной 42 метра). Только после раскопок, проведённых в 80-х годах прошлого века, выяснилось, как выглядела церковь-предшественница. Однако от прежнего интерьера не осталось почти ничего.

Собор Антверпенской Богоматери в 18 веке

Собор. Иллюстрация XVIII века

В 1352 году началось строительство нового собора, которому суждено было стать самой большой готической церковью Бельгии, а также крупнейшим готическим костёлом в Нидерландах. Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий отдал этому сооружению сорок лет жизни, но умер, так и не увидев собор возведённым хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру. Строители один за другим сменяли друг друга — Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик. Собор строился медленно, неторопливо, впитывая в себя черты новых эпох.

В начале сооружение по плану должно было быть увенчано двумя башнями равной высоты, но задуманному не дано было осуществиться по описанным ниже причинам. В 1521 году новая церковь Богоматери была готова. Возведение южной башни достигло только третьего яруса. Строительство храма было закончено после почти 170 лет работ. Однако собор строился гораздо дольше, чем указано. Строительные работы над зданием велись на протяжении двухсот пятидесяти лет — с 1352 по 1616 годы и по сей день его считают недостроенным.

В ночь с 5 на 6 октября 1533 года новый храм был сильно повреждён пожаром, уничтожившим большую часть здания. Поэтому завершение второй башни велось с опозданием, которое в дальнейшем привело к его отсрочке, как оказалось, навсегда — она вполовину меньше северной, и её увенчивает невысокий шпиль.

Собор Антверпенской Богоматери на картине

Собор Антверпенской Богоматери кисти Йоганна Доменикуса Квальо, 1820

Кроме того, церковь стала кафедральным собором Антверпенской епархии только в 1559 году, но потеряла этот статус с 1801 года (после конкордата 1801 года или Конкордата Наполеона) и вновь была восстановлена в нём только с 1961 года. Во время иконоборчества 20 августа 1566 года (приходившееся на начало Восьмидесятилетней войны), протестанты уничтожили большую часть интерьера собора. Позже, в 1581 году, во время протестантской администрации, многие церкви Антверпена были подвергнуты конфискации имущества. Эти меры не обошли и главного собора. Множество художественных сокровищ было разрушено, удалено или продано. Власть Римско-католической церкви была вновь восстановлена в 1585 году с падением Антверпена.

В 1794 году французские революционеры, захватившие область, разграбили Собор Антверпенской Богоматери и нанесли ему серьёзный ущерб. Приблизительно в 1798 г. французская администрация была намерена снести здание, но эта идея была отменена указом самого Наполеона. На протяжении всей своей истории собор претерпел множество бедствий, но после каждого удара, его удавалось восстанавливать. В 1816 году собору из Парижа был возвращен ряд важных произведений искусства, похищенных из него ранее, в том числе три шедевра Рубенса. В течение всего XIX века храм был полностью восстановлен и обновлён.

Последние реставрационные работы собора проводились с 1965 по 1993 годы. За это время была проделана большая работа по сохранению уникальной архитектуры и интерьера здания. В конечном итоге удалось сохранить его неповторимый облик.

 

Органы собора Антверпенской Богоматери

Антверпенский кафедральный Собор имеет два основных органа. Главный орган Schyven-orgel, стоит на службе собора вот уже более 130 лет. Он был приобретен на щедрое пожертвование госпожи Марии Эухении Кемпенер, после её смерти 20 февраля 1878 года, которая завещала собору сумму 150.000 франков. 18 мая 1889 года был подписан договор с Брюссельской фирмой Schyven Walcker & Cie (впоследствии орган был назван в честь фирмы-изготовителя), по строительству и установке органа.

Орган Собора Антверпенской Богоматери

Главный орган Собора Антверпенской Богоматери

Работы над органом были завершены и уже в октябре 1891 года использовался для церковных служб. Орган имеет длину 10 метров и занимает пространство в три этажа. В его состав входят 90 регистров. На протяжении всего времени орган несколько раз настраивали и восстанавливали, но большинство его деталей всё ещё оригинальны. В 1986 году проводилась его последняя тщательная очистка и крупные реставрационные работы. Для Антверпенского собора Schyven-orgel является одним из инструментов первого порядка. Кроме того, существует новый орган, построенный в нео-барочном стиле фирмы Metzler из Швейцарии (1993).

Сегодня обслуживание обоих органов ведется двумя перспективными молодыми органистами из Синт-Никласа Петером Ван де Вельде и Этьенном де Мункой.

 

Хор Антверпенского собора

Хор собора Антверпенской Богоматери (Antwerps Kathedraalkoor (AKK)) ведет своё летоисчисление с 1382 года. На протяжении сотен лет истории собора, хор существовал и развивался, не приостанавливая свою деятельность даже во время воин. В 1927 году хор восстановил эту традицию и в своей нынешней форме существует как «Хор мальчиков Антверпенского Кафедрального Собора» или «Хор Собора Антверпенской Богоматери». С 1971 года он является также и взрослым хором. В 1985 году был основан хор девочек.

Хор Собора Антверпенской Богоматери

Хор Собора Антверпенской Богоматери (май 2005)

Хор мальчиков и хор девочек проводит песнопения вместе или попеременно, почти каждое воскресенье в 10:30 утра на мессах епархии Антверпенского собора и также регулярно даёт праздничные концерты на открытом воздухе. Ежегодно в июле проходят гастроли обоих хоров за рубежом.

 

Башни собора Антверпенской Богоматери

Антверпенский собор увенчан тремя башнями. Наибольшее впечатление производит грандиозная Северная башня собора, которая в буквальном смысле слова упирается в облака. Башню завершает восьмиугольная надстройка с легким, невесомым крестом наверху. Где-то посредине башни сверкает золотой циферблат башенных часов. Северная Башня, имея высоту 123 метра, является самой высокой колокольней в странах Бенилюкса.

Северная башня собора Антверпенской Богоматери

Большая северная башня (вид с левого берега реки Шельды)

Она была построена на средства города Антверпена и является шедевром поздней готики. Её строительство было завершено в 1518 году. В конце XIX века, проводились первые восстановительные работы. Колокольня башни насчитывает сорок колоколов и карильон. К колокольне в северную башню ведет однопролетная лестница, насчитывающая 515 шагов, но есть и лестницы, которые доступны только для смотрителей. Башня открыта для посещения ежегодно по средам с апреля до сентября. Экскурсии в башню проводятся под пристальным наблюдением официальных смотрителей башни. Каждый фрагмент её интерьера неприкасаем и должен быть защищен.

Южная башня была запланирована той же высоты и симметричной относительно северной башни. Её строительство финансировалось за счет прихода, но из-за отсутствия денег, оно так и не было окончено. Южная башня так и остаётся незавершённой, по сей день она вполовину меньше северной, и её увенчивает невысокий шпиль. Так или иначе ни одна из двух башен не достигла высоты, указанной в планах.

Над средокрестием возвышается причудливый купол фонарной башни. Башня возвышается над трансептом собора и её окружает три этажа окон. Назначение этой башни в освещении темных просторов огромного здания, в частности центрального нефа и хора.


Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-tvtower.ru активная индексируемая ссылка желательна