Башня Перлахтурм

Башня Перлахтурм в Германии

Перлахтурм нем. Perlachturm — 70-метровая башня на ратушной площади города Аугсбург, Германия. Вместе с городской ратушей является одним из архитектурных символов Аугсбурга.Согласно одной из теорий, происхождение названия башни — Perlachturm — связано с народными гуляниями. К башне прилегает Ратушная площадь — место для народных гуляний, с жонглёрами, шутами и медведями на цепи. Название состоит из трёх частей: реr, lach и turm. Третья часть означает «башня», о значении первых двух до сих пор ведутся споры. «Per», в данном случае, скорее всего — искажённая форма слова Bär («медведь»). «Lach» на старонемецком означало «игры», «танцы».

Согласно этой теории, в буквальном переводе на современный немецкий язык «Perlachturm» означает «Bärentanzplatz» — площадь, на которой танцуют медведи.

 

История башни Перлахтурм

Башня была построена в Х. веке для дозора, чтобы следить за пожарами или появлением противника. Первоначально, башня служила для постоянного наблюдения за окружающей местностью. Камни, которые до сих пор лежат в её основании, датированы 1060 годом, но первое упоминание о башне ещё старше — год 989-й. Место, на котором стоит Перлахтурм, относится к античности. Именно здесь находился когда-то римский амфитеатр.

Потом, на месте амфиатеатра расположился обычный жилой район. Район, как и весь город к тому времени, был деревянный и периодически горел. Для своевременного обнаружения пожаров, было решено построить дозорную башню. Вполне символично, что Перлахтурм построена, согласно источникам,на месте нескольких сгоревших домов. Башня уже с момента постройки была достаточно высокой — около 30 метров. Пожары — бич средневековых городов, построенных, в отличие от античных, почти полностью из дерева. Но кроме материала построек, у разрушительных пожаров была ещё одна причина. Горожанам очень редко выделяли под постройку большие участки.

Башня Перлахтурм на ратушной площади

Башня Перлахтурм на ратушной площади города Аугсбург

Чем больше был город, тем больше средств тогда было нужно для оборонительных укреплений: ведь их длина прямо зависела от размеров города. В результате, дома строили очень тесно друг к другу, поэтому, в случае пожара, огонь легко перебрасывался с одного дома на другой. Средняя ширина средневековой улицы не превышала 4-5 метров. К тому же, распространению огня помогали солома и дранка, которыми крыли крыши. Черепица, как массовое явление, появилась только в XVII-XVIII веках.

Раньше её из-за дороговизны практически не использовали, да и при наличии денег покрыть крышу черепицей было очень непросто: не выдерживали деревянные конструкции перекрытий. Понятно, что чем раньше замечали возникновение огня, тем меньше были и последствия пожаров, поэтому высокие сторожевые башни были для Средневековья жизненной необходимостью.

Аугсбургская площадь Перлах зимой

«Аугсбургская площадь Перлах зимой» 1550го года. Репродукция картины Генриха Фогтгерра

С 1182 года встречается упоминание о церкви рядом с башней. В церквах в те времена традиционно прятались во время войны. Церковь Святого Петра (нем. St. Peter am Perlach) находится за башней до сих пор. Это Stiftskirche — монастырская церковь, и неосведомлённые посетители башни зачастую ошибочно думают, что башня — звонница монастыря.

Сторожевые колокола появились на башне по косвенным данным, в 1056 году, но сначала здесь не было постоянной стражи. Первое упоминание о постоянной сторожевой службе на башне относится к 1272 году. Тогда это было правом и обязанностью цеха виноторговцев. Виноторговцы в Западной Европе относились к представителям младших, более бедных цехов. Они ходили по улицам городов, предлагая вино в розлив, и особым уважением не пользовались.

Сторожевая служба, по-видимому, увеличивала социальный престиж цеха виноторговцев в Аугсбурге. Каким-то образом они не только закрепили за собой это право, но и сохранили до сих пор. Конечно, давно уже нет ни службы на башне, ни цеха виноторговцев, но, согласно традиции, 20 граждан города и сейчас носят почётное имя «служителей башни». Семь дней недели разделены между ними по особому соглашению, и «служители башни» по-прежнему участвуют в её повседневной жизни, теперь уже ставшей работой по обслуживанию туристов.

Башня постепенно росла и достигла к 1410 году высоты в 36 метров. В 1527 году Перлахтурм уже была 63 метров высоты, а к 1616 году выросла до 70 метров. На этом рост башни остановился. В 1553 году на ней появилась настенная роспись, а колокола стали бить каждые четверть часа. Последние изменения высоты башни связаны с перестройкой городской ратуши в 1612—1618 годах. В старой ратуше, наверху, была звонница, для которой в новом проекте места не нашлось.

Тогда понадобилось перенести куда-то из здания ратуши колокола городского совета. Городской архитектор Элиас Холль перенёс их на Перлахтурм, а для этого понадобилось увеличить её высоту. Колокола советников присоединились к уже бывшим на башне сторожевым колоколам. Элиас Холль перестроил в связи с этим весь верх башни. Тогда и появилось красивое завершение Перлахтурм в виде фонаря. Вносить какие-либо радикальные изменения в романскую по стилю архитектуру башни не стали. Перлахтурм сохранила в своей основе правильный восьмиугольник, а увеличение её высоты и выразительное архитектурное решение её завершения лишь подчеркнули значение башни в общем градостроительном ландшафте Аугсбурга.

Ратуша и башня Перлахтурм

Ратуша и Перлахтурм на Празднике Воды 16 июня 2007.

На крыше башни установлен позолоченный флюгер. Несмотря на то, что у Перлахтурм находится христианская церковь, флюгер изображает языческую богиню земли и плодородия Зису. Богиня появилась здесь не случайно: со времён древних германцев она покровительствует Аугсбургу. Ратушная площадь была место увеселений в античную, в варварскую, и во все христианские эпохи. Поэтому так символично отражение в архитектуре Перлахтурм и разных эпох жизни Аугсбурга: от язычества до христианства.

К 2000-летию города Общество Старого Аугсбурга профинансировало установку на Перлахтурм музыкального устройства — карильона. Его заказали в Бельгии, в Мехелене, где делают колокола с «малиновым» звоном («Мехелен» по-французски — Малин). Карильон появился в 1984 году и стоил городу 1,1 миллиона марок. С тех пор 4 раза в день, в 11, 12, 17 и 18 часов можно услышать красивую колокольную музыку. Над ратушной площадью плывут мелодии Моцарта из «Волшебной флейты» и народных песен, например, «Die Gedanken sind frei» («мысли свободны»).

35 колоколов способны исполнить музыкальные произведения ничуть не хуже, чем знаменитые колокольные устройства в Бельгии. Их число символично: карильон в Аугсбурге стал 35-м по счёту в Германии. Искусство игры на карильоне издавна относилось к числу самых почётных в церковном кругу и передавалось по наследству. Принцип устройства колокольной музыки в католических храмах отличается от православного: В православных звонницах колокола подбираются так, чтобы каждый следующий был ровно в два раза больше или меньше предыдущего. В карильонах число колоколов не может быть меньше 23-х, и они подбираются как ноты у пианино, выстраиваясь по хроматическому ряду в диапазоне от двух до шести октав. Колокола в карильоне закреплены неподвижно, их языки соединены с клавиатурой при помощи проволочной передачи, как вращающийся вал в органе.

Современный карильон по принципам игры можно также сравнить с органом: исполнитель сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным рядом клавиш в виде рукояток. Чтобы карильон заиграл, надо нажимать ногами педали и бить кулаками по рукояткам.

 

Культурное значение башни Перлахтурм

Ежегодно, 29 сентября, в день святого Михаила («Michaelstag», у католиков), в арочных окнах башни появляется фигура архангела Михаила. С каждым боем часов он поражает лежащего на полу Сатану. По старинному поверью, с каждым новым ударом архангела должно исполняться какое-нибудь загаданное желание.

Дети запускают в небо воздушные шары, прикрепляя к ним записки со своими желаниями, и шары улетают путешествовать в окрестности Аугсбурга. День Михаила давно уже превратился в главный детский праздник в Аугсбурге: с парком аттракционов на Ратушной площади и разнообразными представлениями.

Оригинальные фигуры архангела и дракона изготовил в 1526 году мастер Кристофф Мурманн, и они в плане механики взаимодействуют с механизмом часов. Старые фигуры были уничтожены вместе с большей частью башни во время бомбардировки города в феврале 1944 года во время Второй мировой войны и были заменены современными в 1949 году кемптенским скульптором Карлом Хёфельмайром.

Первые часы появились на башне в 1398 году и были изготовлены нюрнбергскими мастерами. Однако, старые башенные часы вообще мало где сохранились, потому что в начале XVII века в часовом деле произошла революция: появился пружинный привод вместо механического, и, постепенно, новая конструкция вытеснила первоначальную.

Башенные часы играли в жизни средневекового города особую роль. Для подавляющего большинства горожан это был единственный источник точного времени. Без них время можно было определять только приблизительно: раннее утро, поздний вечер, середина дня… Видные на большом расстоянии, часы на башне в ежедневной жизни жителей Аугсбурга играли роль, наверное, не меньшую, чем городские советники.

Внутри Перлахтурм находится типичная для круглых башен винтовая лестница — 261 ступенька к колоколам на обзорной площадке. Раз в году, во время праздника святого Михаила, здесь проводят соревнования по скоростному «забегу» до верха башни. Участники соревнования стартуют с интервалом в 2 минуты. Добежать до колоколов почти за одну минуту может только очень талантливый спортсмен.

 

Туристический аттракцион

Вход на Перлахтурм открыт с 1 мая по 31 октября. В тёплую осень на башню можно попасть и в ноябре. Стоимость посещения — один евро для взрослых и 50 центов для школьников. В хорошую погоду башню посещают 200—300 человек в день. С площадки под колоколами открывается вид на Аугсбург. Город виден практически весь. Особенно отчётливо с такой высоты выделяются границы старинного центра, все сторожевые башни и высокие дома.

Не надо только забывать про колокола: когда они начинают бить прямо над головой, лучше всего сразу закрыть уши. Когда дует «Фён» — южный ветер из пустынь Северной Африки — с Перлахтурм можно увидеть даже Альпы. Фён отгоняет от гор облака, открывая горы взглядам зрителей, находящихся на расстоянии в десятки километоров. Раньше, предупреждая жителей Аугсбурга о приближении Фёна, на башне вывешивали жёлтый флаг.

Тогда те, кому трудно переносить ветер из пустыни, могли покинуть город или как-то подготовиться к перепаду давления и мелкой пыли, которую Фён несёт с собой. Сейчас, когда появились сводки погоды, флаг уже не нужен, но исчезнувшую традицию вспоминают до сих пор.


Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-tvtower.ru активная индексируемая ссылка желательна